Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МКОУ ООШ д. АхмановоЧетверг, 02.05.2024, 05:08

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Объясняем.рф

Счетчик «Спутник»

Поиск

Проекты

Главная » 2022 » Апрель » 6 » Народные игры Вятского края
06:56
Народные игры Вятского края

Второй день месячника «Добрая Вятка» называется «Народные игры Вятского края». Наш край многонациональный. Дружно живут и татары, и русские, и удмурты, и марийцы, и многие другие национальности. 5 апреля ребята нашей школы познакомились с народными играми Вятского края. Это русская игра «Солнцеворот», марийская «Редя», удмуртская «Водяной», татарская «Тимербай». Так же ребята начальных классов в этот день на переменах дружно играли в игры наших бабушек и дедушек.     

Народные игры Вятки

Цель проведения мероприятия

  • Создание условий для формирования устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре своего региона, создание эмоционально-чувственной основы для развития патриотических чувств.

 

 

Реквизит для игр

 

1. Для игры «Солнцеворот» необходим обруч с привязанными к нему лентами.

2. Для игры Редя (Хороводная игра) нужен стул.

3. Для игры «Тимербай» можно использовать различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

 

Ход мероприятия:

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в мир народных игр Кировской области. Думаю, многие из вас знают, что наш край многонациональный. Кто из вас может назвать представители каких национальностей проживают на территории Вятского края? (ребята называют) Действительно, мы дружим все: и татары, и русские, и удмурты, и марийцы, и многие другие национальности. И в игры мы играем не уточняя, откуда она по происхождению, какого народа.

Народными называют игры фольклорного происхождения. Их никто не придумывал специально, не разрабатывал. Эти игры родились в глубинах народной жизни, выросли на почве городского и сельского быта. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. К игровым формам фольклора относятся и хороводы, и народная драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, загадки.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Таря-Маря в лес ходила-

шишки ела,

нам велела.

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

 

В зависимости от количества детей для проведения игр можно поделить ребят на группы.

 

 «Масленица»

Ведущий поясняет: Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица-не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей. По сути масленица-это земледельческий Новый год. Помимо встречи весны и празднования начала Нового года, в этот день также почитали славянского Медвежьего Бога. Существует мнение, что в древности медведя славяне именовали Ком (и отсюда поговорка- «первый блин комам», т.е медведям). Поэтому ранним утром, до завтрака, с песнями, плясками и прибаутками жители деревни несли в лес Медвежьему Богу «блинные жертвы»(испеченные к празднику блины) и раскладывали их на пеньках. Комоедицу ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катания крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. А после этого уже начинались широкие гуляния.

 Игра «Солнцеворот»

В центре круга ведущий с обручем, на котором привязаны цветные ленты.

«Гори, гори ярче, летом будет жарче,

А зима теплее, а весна милее»

За ленты водят хоровод, ближе подходят к солнцу. На слово –ГОРЮ, «солнце» ловит детей.

 

«Праздник печки»

         Весной отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»). Нет ничего удивительного в том, что у печки есть свой праздник. Печь была символом домашнего очага. Раньше в избе возле двери располагалась печь. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые морозы, и лечила, и мыла-парила. Как вставала поутру хозяйка, так первым делом начинала растапливать печку.

   Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб, блины печёт для всей семьи и гостей. Печь избу согревает и освещает. Ведь, как известно, любое блюдо, приготовленное в печи, гораздо вкуснее сделанного на электрической или газовой плите. Каши в чугунке из печи более наваристые, пироги более пышные да вкусные. У печи велись беседы, а, сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами, и конечно не один вечер не обходился без игр.

 

Редя (Хороводная игра)

 Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

   Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили редьку!».

 

 

«Проводы льда»

 У вятских удмуртов есть свой национальный праздник, который называется «Проводы льда» Проводится во время весеннего половодья, ледохода. Празднично одетые жители деревни идут к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляет их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезает от каждого каравая горбушку и опускает её в реку с молитвой-заклинанием. Приносят в жертву кусочки всех блюд, выливают в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд и конечно же играли.

 

Игра «Водяной»

Дети: -Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

(хлопки в ладоши)

          -Выйди, выйди хоть на час, посмотреть который час.

(дети идут по кругу)

           -Выйди на минуточку, поиграем в шуточку!

Очерчивается круг-это пруд. В центре круга с завязанными глазами сидит Водяной. По окончанию слов детей, он наощупь опознает ребенка и называет его имя.

 

«Воронья каша»  

Навруз является традиционным татарским праздником, посвященным встрече весны, проводится в весенне-летний период и приурочен к окончанию весенних полевых работ. Праздник издавна отмечался в каждом татарском поселении.

Во время проведения праздника женщины и молодёжь собирались на поляне или на возвышенном месте, приносили с собой угощения (сметана, творог, сдобный хлеб, кумыс, масло нескольких видов: сливочное, топленое, с вишней, из пахты).

Выбиралась распорядительница праздника (алсабыр), которая наряжалась в праздничную одежду с жестяными бляхами и ракушками, головным убором, сшитым как башкейем (каркас - из бересты, тулья и полость из красной ткани).

Для угощения готовили ритуальную кашу из ячменя, пшена или пшеницы, символизирующую плодородие. Для чаепития приносили балеш, блины, губадию, мёд, чак-чак.

После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц (карга ашату,): на пнях, камнях, деревьях раскладывалась каша. Произносились благопожелания, обращенные к природе, птицам и предкам с просьбами об изобилии и благополучии, урожае и плодородии.

Мальчики забирались на деревья и громко кричали, имитируя карканье ворон и других птичьих голосов.

На празднике Навруз устраивались и состязания. Женщины и молодёжь показывали своё мастерство, талант, ловкость, силу. Водились хороводы, исполнялись танцы, песни. Проводились соревнования и игры: «ҡарға уйыны» («игра в ворон»), «аҡ тирәк» («белый тополь»), «дөйә» («верблюд»), «гөргөлдәк» («прятки»), «йүгереш» («бег наперегонки»), «әбәк» («догонялки»), прыжки через вырытую яму, перетягивание каната или полотенца («арҡан тартышыу»,), катание на качелях («әүһәләй эйеү»), проводился турнир по борьбе.

Игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 

Правила игры.  Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

 

Ведущий по окончании мероприятия благодарит всех присутствующих с добрыми пожеланиями добра и здоровья

           

Просмотров: 162 | Добавил: Павлунтик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Дошкольная группа

Проекты

Учительская

Сайты друзей

Интернет учащимся

Статистика

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz